Get Adobe Flash player

Дворец в Кричеве

Дворянских гнёзд заветные аллеи. Забытый сад. Полузаросший пруд. Как хорошо! Как всё знакомо тут! Сирень, и резеда, и ипомеи, И георгины гордые цветут. Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот. За рощей чуть горит луны эмаль. И в сердце молодом встаёт печаль, И слышен чей-то странный, грустный шёпот, Кому-то в этот час чего-то жаль…

К.Бальмонт

В период между 1778-1787 гг. для Г.А.Потемкина в юго-восточной части Кричева был построен дворец в стиле русского классицизма. Его архитектор известный русский зодчий Иван Егорович Старов (1743-1808 гг.) – автор проекта Таврического дворца в Петербурге.


Иван Егорович Старов (1743-1808 гг.) Портрет работы Е.Д. Камеженкова. 1794-1800 гг.

Иван Егорович Старов (1743-1808 гг.) Портрет работы Е.Д. Камеженкова. 1794-1800 гг.

Первоначально архитектурный облик дворца носил черты классицизма. Это проявилось в общем симметричном построении плана, элементах декорирования главного и боковых фасадов, в анфиладной планировке, в наличии на главной оси постройки овального зала, выступающего во внутренний двор полукружием. Некоторые элементы и приемы, характерные для творчества И.Е.Старова, – применение горизонтальной двойной тяги, разделяющей первый и второй этажи, трактовка полукружья зала, выступающего на дворовом фасаде, – носят черты провинциализма, что скорее всего явилось результатом невысокого качества строительных работ и отсутствия на стройке автора проекта.

План первого этажа дворца в Кричеве.

План первого этажа дворца в Кричеве

Двухэтажный, с подвальными помещениями, дворец в Кричеве в плане был П-образным. Главный фасад имел выступающий прямоугольный в плане ризалит с мощными пилонами. По широкому круглому пандусу до самого входа могли подъезжать кареты.

 

Дворец в Кричеве. Главный фасад. Фото 1989 г.

Дворец в Кричеве. Главный фасад. Фото 1989 г.

Дворец имел два боковых крыла. Между ними со стороны заднего паркового фасада выступал полукруглый ризалит, который выходил на полукруглую террасу, огороженную каменной балюстрадой, с широкими спусками в сторону парка.

 

Полукруглый ризалит паркового фасада. Фото 1989 г.

Полукруглый ризалит паркового фасада. Фото 1989 г.

Правое крыло. Фото 1989 г.

Правое крыло. Фото 1989 г.



19 января 1787 г. императрица Екатерина II, следуя в Могилев, посетила дворец Потемкина в Кричеве:

Из Мстиславля, в 9 ? часов утра, Государыня Императрица выехала в Лобковичи, оттуда в местечко Кричев (принадлежавшее князю Григорью Александровичу Потемкину), где изволила обедать и ночевать. На дворе перед дворцом горела великолепная иллюминация до рассвета [Без–Корнилович М.О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся. – СПб., 1855. – С. 193].

В 1787 году императрица предприняла путешествие в новоприобретенные свои области, в которых начальстовал князь Г.А.Потемкин…Я был наряжен отвести роту в Кричев для караула Ее Величества; как скоро государыня изволила прибыть [18 января 1787 г.], я явился к генерал-адьютанту, генерал-поручику графу Ангальту…который по моей просьбе, выпросил у обер-камергера И.И.Шувалова, чтобы меня с караульными офицерами представил государыне прежде других, дабы офицеры успели выйти к ружью, когда императорица отправится: ибо многие квартировавшие в Могилевской губернии военные чиновники прибыли в Кричев представиться Ее Величеству [Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766-1836. – М., 1868. – С. 60-63].

В 1787 г. Потемкин продал дворец и Кричевские владения Яну Голынскому. В 1849 г. внук Яна Голынского, Стефан Голынский, решил обновить свою резиденцию в неоготическом стиле, в соответствии с архитектурной модой. С главного фасада исчез классический декор оконных обрамлений, а над окнами второго этажа были вылеплены неоготические стрельчатые сандрики (ныне не сохранившиеся). Но, пожалуй, наибольшие изменения коснулись входа. Первоначально центральный вход украшал 4-колонный портик с балконом. Теперь же центр постройки был выделен неоготическим ризалитом с гранеными пилонами, угловые пилоны завершаются зубцами и напоминают башни. Перестройку дворца осуществил архитектор Бернар Симон.

 

Бернар Симон (1816-1900 гг.)

Бернар Симон (1816-1900 гг.)




Бернар Симон (1816-1900 гг.), швейцарец по происхождению, обучался в Санкт-Петербурге, в Императорской Академии художеств. В 1839 г. получил звание неклассного художника. Работал в Санкт-Петербурге, Москве, Вильне. По совокупности работ в 1853 г. он был удостоен звания академика.

13 Августа 1853 г. По прошению художника архитектуры Бернарда Симона (№ 695), в котором объясняет, что он получив от Академии в 1839 году звание художника, с того времени, в течение 11 лет, постоянно занимался разными частными постройками и произвел следующее домы: 1) в С.Петербурге Оберъ-Камергера Татищева, графа ВоронцоваДашкова, Лазарева, генерала Нарышкина, князя Радзивилла, княгини Голицыной, графа Завадовскаго, Малевинского и разные другие строения в этом же роде и 2) в Москве домы: графа Толстого, князя Петра Голицына, замок и принадлежности в Марьине, на мызе графа Воронцова-Дашкова, в 30 верстах отъ Москвы; замок Голынского в Могилевской губернии; замок Верки, близ Вильны, князя Витгенштейна и мызу Малевинского, и что все гг. владельцы означенныхъ зданий остались вполне довольны оными и почтили его Симона лестными отзывами…[Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. – СПб., 1864. – С. 199; Dierauer J. Bernhard Simon, Architekt (1816-1900). Ein Lebensbild. – St. Gallen, 1918].

Польский историк Роман Афтаназы в своей книге «Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej, t. 1. Wroclaw, 1991» приводит описание дворца в 1914 г., составленное по словам Ирены Голынской, жены последнего владельца Кричева, Стефана Голынского.

Дворцовый вестибюль разделяла на две части колоннада. В глубине вестибюля были устроены две дубовые лестницы, которые вели на второй этаж. Стены вестибюля были увешаны оружием и доспехами, щитами, ружьями и пистолетами. Здесь же находился и прекрасный гусарский доспех (вероятно, Юзефа Голынского).

Во дворце было 72 помещения. Три комнаты справа от вестибюля были жилыми. Две команаты в правом крыле, с окнами, выходящими во внутренний дворик, носили название «епископских», потому что их когда-то занимал епископ (когда в 1855 г. сгорел деревянный костел Кричева, Стефан Голынский отвел во дворце место для богослужений). В правом крыле находились так же служебные и хозяйственные помещения, комнаты прислуги, ванная.

Библиотека кричевского дворца. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Библиотека. Фото А.Дыбовского. 2008 г.



Три комнаты слева от вестибюля использовались под библиотеку, спальню хозяев и будуар. К библиотеке примыкал небольшой зал с окнами, выходящими во внутренний дворик.

Из библиотеки можно было попасть в столовую, имевшую два окна, находившиеся на боковом фасаде дворца. Столовая была обставлена массивной мебелью из черного дуба. Кресла были обиты коричневой кожей. На стенах висело несколько фамильных портретов Голынских. Наибольшую ценность имел находившийся в столовой образ Св. Николая Мирликийского византийского письма. Образ был написан на кипарисовой доске и обрамлен в дорогую раму. В буфетах столовой хранилось столовое серебро и старинная фарфоровая посуда, в основном, французского и российского производства.

Интерьер дворца в Кричеве. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Интерьер дворца. Фото А.Дыбовского. 2008 г.



Остальные помещения левого крыла использовались под кабинет, креденс (комната, где хранились скатерти и столовые приборы), подсобное помещение и кладовую.

Центр дворца занимал большой, овальный в плане, Портретный зал. Стены зала, покрытого гипсовой лепниной, были украшены 42 портретами представителей рода Голынских и родственных им родов. Кроме этого дворец украшали портреты российских монархов и сановников: Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, князя Григория Александровича Потемкина-Таврического (вероятно, работы И.Б.Лампи), две картины знаменитого польского художника Александра Орловского, портрет художника Валентина Ваньковича работы неизвестного автора, а так же большая картина «Правительственная комиссия 1863 г.» так же неизвестного автора.

Зал церемоний. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Зал церемоний. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Второй этаж дворца занимали три больших зала. Овальный в плане Бальный зал, размещавшийся над Портретным залом, имел великолепно декорированный свод, с которого свешивалась огромная люстра. Стены зала были украшены богато декорированным карнизом, пилястрами, колоннами и зеркалами.

Второй этаж левого крыла занимали два зала. Один, с четырьмя окнами, был разделен двумя рядами колонн на три части. В другом зале размещался архив. В этом же крыле, рядом с колонным залом, находилась ванная, стены которой были облицованы мрамором. Мебель во дворце была из махогона и палисандра, исполненная, в основном, в стиле ампир.

В архиве хранились документы, имевшие отношение к Мстиславльскому воеводству, в том числе королевские манифесты и привилеи с личными подписями монархов из династии Ягеллонов, Ваза, Михаила Корибута Вишневецкого, Яна III Собеского, Веттинов, Станислава Августа Понятовского. В архиве хранилось большое число гетманских грамот, судебных решений и других юридических документов с привешенными печатями. Хранились написанные кириллицей письма Лжедмитрия к Марине Мнишек, а так же корреспонденция рода Голынских. В архиве не было каталога, однако все документы были разложены по тематическим папкам. После Первой Мировой войны часть документов из архива и часть портретов могла попасть в музей города Черикова Могилевской области.

При поездке [в 1892 г.] по Могилевской губернии гг. Фурсов и Чоловский не ограничивались исключительно исследованиями курганов, но также замечали все интересное в археологическом отношении… В Кричеве у г. Голынского осмотрен архив, к сожалению, находящийся в хаотическом беспорядке, но ценный по имеющейся в нем переписке Потемкина с разными лицами, по планам его владений в Белоруссии, портретом императрицы Екатерины II в старости и самого Потемкина [Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским Археологическим обществом. – No 1. – М., 1893. – С. 112-113].

К особо почитаемой хозяевами святыне дворца относилось древнее, вырезанное из светлого дерева и раскрашенное распятие. Распятие хранилось в одном из залов второго этажа. Существовало поверье, что покуда распятие пребывает во дворце, в нем будут пребывать и его хозяева Голынские. В 1918 г. распятие было передано в городской костел Кричева.

Рядом со дворцом в первой половине XIX в. на средства Стефана Голынского было построено в неоготическом стиле здание офицыны (постройка, в которую перенесен комплекс служебных помещений, что позволяло оставить в усадебном доме только парадные и жилые помещения). Может быть, автором проекта был Бернар Симон.

Дворцовый парк, заложенный в конце XVIII в., занимал площадь около 10 га и носил черты старопольского парка, главным отличием которого были липовые аллеи. Но часть парка носила и пейзажный характер.

Известно, что у Потемкина работал знаменитый садовод В.Гульд – один из замечательных мастеров паркостроения XVIII в. В 1789 г. он объехал поместья Потемкина в Могилевской губернии. Вероятнее всего, побывал и в Кричеве. На откосе над берегом реки рос «дуб царицы», названный так в честь визита Екатерины II. Перед дворцом стояла скульптура плакальщицы из белого мрамора с надписью «Любовь Ивановна Голынская, урожденная Гончарова-Мордвинова – Mere de huit enfants (мать восьмерых детей)».

К усадьбе вели оригинальные въездные ворота, построенные в середине XIX в. Они были стилизованы под четыре каменные египетские пирамиды. Две средние пирамиды были значительно выше крайних, с них свисали чугунные цепи. Внутри пирамид были устроены помещения без дверей, в которых находился очаг и место для привратника. По бокам ворот были устроены две калитки.

В конце XIX в. в Кричевском поместье было 1578 десятин земли и леса., но к 1914 г. эта цифра значительно сократилась. В 1898 г. дворец пострадал от пожара. Попытки Стефана Голынского, последнего владельца Кричева, привести имение в надлежащий вид были прерваны I Мировой войной и революцией в России.

Летом 1918 г. уроженка города Черикова Евдокия Николаевна Гордеева организовала ремонт заброшенного здания дворца. 11 сентября 1918 г. была открыта частная гимназия Е.Н.Гордеевой. В январе 1919 г. она была реорганизована в 3-ю Кричевскую трудовую школу 2-й степени. Первым директором был назначен А.М.Галковский, в последствии ставший профессором математики Московского государственного университета. В первый год обучения в 6 классах обучались 110 учеников. Сначала школа носила имя А.П.Чехова, а с 1924 г. – имя В.И.Ленина. В 1941 г. школа прервала свою работу и возобновила ее только в 1943 г., а в 1959 г. переехала в новое здание, в котором располагается до сих пор.

В апреле 1960 г. в здании дворца была открыта школа-интернат. В сентябре 1961 г. рядом со дворцом был построен учебный корпус, который был соединен со дворцом переходом-галереей. К началу 1980-х гг. здание дворца оказалось в плачевном состоянии: стояли голые стены, осыпалась штукатурка, протекала кровля, декор был утрачен. В 1980-е гг. «Белспецпроектреставрация» провела комплексные научно-архивные изыскания по объекту. С июня 1988 г. были начаты работы по реставрации дворца. За время реставрации были выполнены внутренние отделочные работы, но из-за отсутствия средств в январе 2002 г. объект был законсервирован. В 2003 г. дворец Потёмкина был внесён в государственный список историкокультурных ценностей Республики Беларусь, а затем – в Инвестиционную программу.

В 2005 г. «Минскреставрация» провела корректировку проектно-сметной документации, генподрядчиком выступила могилевская организация ЗАО «Стройпроектинвест». В 2008 г. дворец был отреставрирован и торжественно открыт 16 февраля 2008 г., став главной достопримечательностью Кричева. Документальных исторических свидетельств об элементах интерьера найдено не было, лишь упоминания об их богатстве и изысканности. Поэтому основным принципом стало восстановление интерьеров по аналогам дворцов XVIII в. На первом этаже восстановленного дворца разместился «Дом гражданских обрядов». Овальный зал стал залом церемоний. Другие помещения переданы для размещения в них Кричевского краеведческого музея и музея матери. В приказчицкой и зимнем саду размещена экспозиция об истории дворца и его хозяевах. В Рыцарском зале – экспозиция об истории Кричева, от зарождения до XVIII в. В библиотеке можно увидеть подлинные книги XVII–XIX вв. (самая старая книга, хранящаяся в музее – «Обет душевный» Симеона Полоцкого 1681 г.). Кричевский краеведческий музей имеет около 20000 экспонатов, среди которых: археологические находки, коллекция монет Великого Княжества Литовского, оружие, коллекция народной одежды, орудий труда и быта крестьян, изделия местных гончаров. На будущее намечено воссоздание дворцового парка, хозяйственных построек и конюшен.

Морозова Н.М. «Вот приедет барин…» Газета «Ленинский клич». 18.09.1991 г.

Вновь обращаться в редакцию районной газеты заставили статьи – «Выбрасывать ли деньги на ветер?» (С.Сергеев, «Ленiскi клiч» за 2 ноября 1991 г.) и «Были б дубы, а «лесарубы» знойдуцца» (А.Болдовский, «Ленiскi клiч» за 27 ноября 1991 г.).

Складывается впечатление, что определенные силы заинтересованы в том, чтобы музей в Кричеве влачил жалкое существование в старом приспособленном здании, чтобы мы не могли должным образом раскрыть во всей полноте историю многострадального белорусского народа, в том числе и «белые пятна» истории, которые замалчивались многие годы. В статье «Выбрасывать ли деньги на ветер?» – знакомые суждения, только несколько в иной интерпретации – вместо «давайте приспособим дворец под школу или больницу» – предлагается деньги, выделенные на реставрацию, передать на строительство школы или больницу. Товарищу, скрывающемуся под псевдонимом С.Сергеев, видимо, неизвестно, что деньги на строительство школы и больницы есть, да строить некому. Какую же судьбу предрекает автор статьи дворцу? Часть денег на реставрацию использовали и хватит. Пусть стоит, разрушается и дожидается, когда приедут потомки Голынского и распорядятся наследством. Мы надеемся, что наследники последнего владельца дворца действительно найдутся и приедут на торжественное открытие обновленного музея, где один из разделов экспозиции будет посвящен истории дворца, роду Голынских, который внес свой вклад в развитие просвещения и культуры Кричева XIX – нач. XX вв. Что же касается второй статьи, то вначале нужно остановиться на некоторых особенностях проведения реставрационных да и вообще строительных работ. Основными документами при проведении этих работ являются строительные нормы и правила – СНиП и нормативные документы для организации строительства – проект организации строительства, определяющий границы работ и являющийся основным организующим документом на весь период строительных работ и проект производства работ, разработанный на основе рабочих чертежей, конкретных условий строительства, где приведены технические решения по подготовке фронта работ, методика и технология выполнения отдельных строительных процессов, работу механизмов, автотранспорта с погрузочными работами, подъездными и временными внутриплощадными дорогами, обеспечением техники безопасности.

Совокупность этих строительных норм и правил и дала право подрядной организации при подготовке фронта работ по устройству ограды территории, выполнить валку деревьев и корчевку пней в пределах границ работ. Пусть простит меня читатель за такое скучное отступление, но оно необходимо, чтобы слово проект писалось без кавычек. Потому, что проект – это основной закон на стройплощадке. А проект реставрации дворца и восстановления парка XVIII века разработан ведущими специалистами единственного в республике института «Белспецпроектреставрация».

Дворцовые конюшни (XVIII в.). Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Дворцовые конюшни (XVIII в.). Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Каким же будет парк? Прежде всего парк – это произведение садово-паркового искусства. К сожалению, от парка, который был создан при Потемкине и продолжал расширяться при Голынских, осталось несколько десятков лип, а сам парк изуродован более поздними посадками, когда в беспорядке «понатыкали» в землю первые попавшиеся под руку деревья. А ведь некогда это был чудесный парк, границы которого простирались и на противоположной стороне шоссе (в пределах нынешней территории районной больницы). Поэтому реставраторами разработан проект восстановления пейзажного парка конца XVIII в. При создании этого парка придется расстаться с частью деревьев. Останутся только здоровые липы по периметру парка и несколько наиболее старых, но здоровых деревьев в самом парке. Деревья, которые были посажены 100-200 лет назад, по мере старения болеют и подлежат удалению. Поэтому с внутренней стороны ограды будут посажены молодые липы с интервалом в 5 м. Новый парк украсят липы (79 шт.), березы бородавчатые (14), клены (26), рябины (11), сирень венгерская (60), можжевельник (69), самшит (туя западная) (190), спирея Ван-Гута (73), ели голубые (5). Общая площадь газона составит 7730 м2. На партерном газоне разместятся: бегония (35 м2), маргаритки (24 м2), левкой (2 м2), ромашки (4 м2). Через парк будут проложены пешеходные дорожки, установлены скамейки и фонари в стиле XVIII в. И наши посетители смогут не только познакомиться с историей Кричевщины в музее, но и чудесно отдохнуть в радующем глаз парке. Больше всего поразило меня в статье А. Болдовского отсутствие элементарной журналистской этики. Трудятся на реставрации дворца не «жлобы» и не «дужыя мужыки», а 7 рабочих, которым нужно поклониться, что они до сегодняшнего дня работают, иной раз по 2-3 месяца без зарплаты, при постоянной нехватке стройматериалов, а не разбежались на все четыре стороны.



Да, трудно идет реставрация, много возникает проблем. Решать эти проблемы помогает нам исполком городского Совета народных депутатов. Мы выражаем свою искреннюю благодарность специализированным строительным организациям, предприятиям города, которые много сделали для ускорения работ по реставрации – это ПО «Кричевцементношифер» (Потапчик А.В.), завод ЖБИ (Меркуленко В.М.), СПМК-109 (Ивицкий В.М.), СПМК-111 (Рося В.А.), СПМК-113 (Крайтман А.Г.), участок СМУ-4 «Белсвязьстрой» (Мичуренко А.М.), автобаза облсельстроя (Михневич П. А.), учащимся СПТУ-112.

Ларина Т. Новая жизнь старого дворца. 18 октября 2008 г.

Минули те времена, когда сиротливые остовы памятников архитектуры во всех уголках Беларуси с немым укором взирали на проходящих и проезжающих мимо. Настала пора возрождения. Среди множества уникальных зданий, отреставрированных либо заново возведенных на Могилевщине, особо выделяется кричевский дворец князя Потемкина. Этот величественный памятник архитектуры уже привлек к себе внимание туристов.



Шаг в прошлое



Во дворце после его открытия разместился районный музей. Такого наплыва туристов Кричев не знал давно. Многие приезжают целыми семьями, чтобы посмотреть дворец Потемкина. Его строительство началось в 1778 году. Проект разрабатывал известный русский архитектор Иван Старов. Он строил для Потемкина и Таврический дворец в СанктПетербурге. Здание спроектировано таким образом, что с высоты птичьего полета напоминает букву «Е». То ли в погоне за сенсацией, то ли опираясь на достоверные факты, историки утверждают, что это не случайно. «Е» – заглавная буква имени императрицы Екатерины II, с которой Потемкин якобы был тайно повенчан. Екатерина Великая была во дворце всего однажды – 19 января 1787 года, когда объезжала присоединенные к Российской империи губернии. Сам князь Григорий Потемкин тоже наведывался в Кричев не часто. Лесное богатство этих земель, пожалованных ему императрицей, князь использовал для создания Черноморского флота, кричевский лес сплавляли по Сожу и Днепру в Черное море.

Отреставрированный дворец в Кричеве. Главный фасад. Фото А.Дыбовского. 2008 г. Отреставрированный дворец в Кричеве. Главный фасад. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Отреставрированный дворец в Кричеве. Главный фасад. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Через некоторое время дворец Потемкина выкупил Иван Голынский, представитель старинного польского рода. Рассказывают, что когда в середине XIX века деревянная кричевская церковь сгорела, Голынские разрешили проводить службы во дворце, в одном из залов на первом этаже. Там же крестили детей и венчали молодоженов. Символично, что сегодня именно в этом крыле дворца находится ЗАГС. В зале бракосочетаний две иконы. Их подарил местный батюшка, когда освящал дворец. Мысль освятить дворец пришла неспроста. Шумиха, поднятая СМИ по поводу привидения, якобы живущего в стенах старинного здания, заставила поверить в него даже убежденных реалистов. Теперь призрака из далекого прошлого никто не боится. Местные сотрудники даже подумывают о том, чтобы накануне Международного дня музеев – 18 мая – организовать для желающих «ночь в музее». Подобное практикуется во многих странах мира. Для того чтобы осуществить задуманное, нужно хотя бы оформить постоянную экспозицию. Ее художественный проект уже готов, но чтобы довести его до логического завершения, необходимо немало средств. Тем не менее в залах дворца с каждым днем становится все больше антикварных вещей, которые возвращают нас в ту эпоху, след которой уже затерялся во времени.

Боковое крыло паркового фасада. Фото А.Дыбовского. 2008 г. Полукруглый ризалит паркового фасада. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Боковое крыло и полукруглый ризалит паркового фасада. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

В парадной зале устраивали балы. Антикварный столовый сервиз, которому около двух сотен лет, сияет такой белизной, что, кажется, гостиная вот-вот оживет: засуетятся, накрывая на стол, расторопные слуги, а залы дворца наполнятся звуками неторопливых шагов хозяев и гостей, возвращающихся с прогулки. Даже время здесь отсчитывают старинные часы XIX века. За годы неустанного труда они потемнели, позолота на циферблате поблекла, но со своей главной задачей они до сих пор справляются блестяще. К сожалению, не сохранилось ни одного фотоснимка, ни одного рисунка, который мог бы посвятить нас в то, каким в оригинале было внутреннее убранство дворца. Все, включая внутреннюю отделку стен, было уничтожено после Великой Отечественной войны, когда дворец князя Потемкина приспособили под школу-интернат. Сегодня почетное место в музее занимают небольшие фрагменты печных изразцов. Это все, что осталось от дворцовой роскоши былых времен.



Какую функцию выполняла каждая из комнат дворца, теперь догадаться сложно, поэтому музейные работники сделали все по собственному усмотрению. Из гостиной сразу попадаешь в кабинет-библиотеку. Здесь больше всего впечатляет изданный в 1681 году в Москве сборник проповедей Симеона Полоцкого «Обед душевный» и великолепное старинное кресло, которое выглядит настолько добротным, что возникает непреодолимое желание сесть в него, обмакнуть перо в чернильницу и писать какие-нибудь заметки или очерки. К слову, кресло устроителям экспозиции обошлось в три миллиона рублей... Самое красивое место во дворце – парадная зала. Именно здесь столетия назад танцевала на балу в ее честь Екатерина Великая. Портрет императрицы в полный рост вскоре украсит нишу за белым роялем, которая пока пустует. Кстати, тогда всю ночь перед дворцом горела иллюминация. И сегодня дворец освещается каждый вечер, для этого установили специальные прожекторы.

Почтовая станция. 1849 г. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

Почтовая станция. 1849 г. Фото А.Дыбовского. 2008 г.

 

Работники музея не исключают, что в скором времени вокруг дворца вырастут пристройки – каретные сараи, конюшни, которые были здесь раньше. В них разместится музей ремесла. А желающие самостоятельно запрячь лошадь и с ветерком прокатиться в карете всегда найдутся.